Разбираемся в обозначениях прошивок

В данной статье, мы разберем, как ориентироваться в сокращениях, которые чаще всего встречаются в названиях прошивок.

Запись «1.8Т» говорит о том, что прошивка для бензинового двигателя с рабочим объемом 1,8 литра с турбонаддувом. На дизельных моторах после объема двигателя указывают букву D. Часто в обозначении после объема двигателя, кроме типа топлива, указывают и тип системы, например, - CDI для Mercedes или JTD для FIAT. Далее, для полноты идентификации применяют числовые и буквенные коды, обозначающие комплектацию собственно блока управления по производителю блока (HARDWARE, ECU NUMBER), например Bosch «0261203551», применяемое программное обеспечение (SOFTWARE, EPROM NUMBER) - «227355966» и номер по классификации производителя автомобиля (VAG) – «8d0907557». Последние цифро-буквы в нашем примере – тип блока управления. 



Необходимые идентификаторы, вы можете найти на наклейке на вашем блоке. Также вы можете считать прошивку, открыть её хекс-редактором и найти идентификаторы прошивки в явном текстовом виде.


В зависимости от задач, в процессе чип тюнинга могут быть использованы разные файлы из разных элементов блока управления. Работа с «неправильным» файлом чревата поломкой блока управления, иногда безвозвратной. Поэтому, для устранения путаницы, каждому элементу присваивают свое расширение. Так, например, внешняя флеш процессора имеет расширение «ext», внутренняя флеш процессора – «int» или «mpc» (содержимое процессора), для EEPROM применяют расширение «e2p».


Некоторые загрузчики, когда вычитывают содержимое флеш-памяти, процессора и EEPROM, сохраняют один общий файл. Такому файлу присваивают расширение «full» или «all». В дальнейшем из общего файла выделяют необходимые элементы, например содержимое флеш, редактируют, и собирают опять в общий файл для последующей записи в блок. Если при этом программа-загрузчик сохраняет общий файл не в открытом формате, а запаковывает в свой формат, это указывают в расширении – например «SGO» или «cmd».


Для обозначения оригинальной («стоковой», «стандартной») прошивки используют расширения «ori», «orig» или «std». Либо добавляют аналогичные сочетания в название прошивки, сохраняя общепринятое расширение для бинарных файлов «bin». Реже можно встретить прошивки в других форматах с соответствующими расширениями: IntelHex – «hex», MotorolaHex – «s19», и другие.


Для обозначения измененной, тюнингованной (отредактированной прошивки) применяют расширение «mod» (модифицированная) либо добавляют различные сокращения в название прошивки. Разберем некоторые наиболее распространенные:


  • 120hp — применяется для двигателей мощностью 120 лошадиных;
  • 2001 — применяется для на автомобилях 2001 года выпуска.
  • ori (orig; stok; stock; original) — стоковая (оригинальная) прошивка без модификаций.
  • E2 (E0/E4) — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах (Е0/Е2/Е4).
  • tun (mod/startpower) — прошивка с измененными данными, тюнингованная прошивка;
  • no immo (immo off) — отключен иммобилайзер.
  • no dpf (no fap; dpf off; fap off) — прошивка с удаленным сажевым фильтром (DPF, FAP);
  • no egr (egr off) — прошивка, в которой отключена рециркуляция отработанных газов во впускную систему;
  • no LSU (no lambda; e2) — удаленная лямбда в дизеле или вторая лямбда (контроль катализаторов) в бензинах (экологические нормы евро2);
  • no swirl (manifold flap; VSS; VSA (FLAP) off) — удаленные вихревые заслонки во впускном коллекторе;
  • no TVA (throttle) — удаленная дроссельная заслонка на дизеле;
  • no SAP (SAP off) — отключен насос продувки катализатора;
  • no dtc — удалены какие-то коды из маски ошибок (например, no egr no dtc - при удалении рециркуляции ОГ - удалены также коды ошибок из маски по ЕГР);
  • no maf (no hfm, no air) — удален из комплектации расходомер воздуха (в дизеле);
  • no elab — удален отсекающий клапан аварийного глушения дизельного двигателя;
  • no evap — удалена система продувки катализатора (в бензиновых машинах);
  • no EGP — удален датчик давления отработанных газов;
  • no EGT — удален датчик температуры отработанных газов;
  • disc all — необходимо снять все разъемы (disconnect all) отключенного программно устройства (например, при удалении сажевого фильтра - снять разъемы со всех датчиков, имеющих к нему отношение - датчика дифференциального давления и датчиков температуры газов на входе и на выходе фильтра);
  • no NWS — удалены из комплектации фазовращатели распредвалов (например, бензиновые БМВ);
  • launch - включена программно система launch-control ("контроль сцепления с дорогой" - очень упрощенный аналог tractioncontrol, - использует только ограничение оборотов на нулевых и малых скоростях движения - для снижения пробуксовки на старте «в полный газ»);
  • no ADBLUE — удалена система подачи специальных добавок (жидкости) в сажевый фильтр;
  • no cks (no cs; no cheksum) — не пересчитана контрольная сумма прошивки после редактирования. Некоторые загрузчики при записи в блок редактированной прошивки могут выполнять расчет контрольной суммы только на основе стоковой, если же контрольная сумма уже пересчитана редактором – они пересчитывают неверно, и машина не заводится. Для устранения проблемы в редактированной прошивке оставляют стоковую контрольную сумму. Например - некоторые клоны китайского загрузчика MPPS-12 при загрузке модифицированного файла MB EDC16C31 не работают с измененной контрольной суммой. Другие же загрузчики, наоборот, могут записать прошивку «как есть», ничего не пересчитывая. Соответственно, если записать с их помощью прошивку no cks - машина не заведется.
  • GBO (ГБО) —  оборудование, благодаря которому автомобиль может работать не только на стандартном жидком топливе (бензин или солярка), которое предусмотрено заводом-изготовителем, но и на различных видах газа.